Анна Маргацкая принадлежит к поколению современных художников, которые не боятся экспериментировать и разрушать традиционные представления о живописи. В результате таких поисков она изобрела собственную технику, подчинила себе акварель и заставила линию звучать. Художница поделилась с читателями “НП” своим взглядом на живопись, эксперименты и свободное творчество

Почему Вы выбрали для себя современное искусство, новые техники работы, а не пошли по традиционному пути, как большинство художников?

— Не пошла по традиционному пути, потому что когда ты 4 года пишешь такие традиционные вещи, как портреты, обнаженную натуру, натюрморты, это сильно надоедает. Мне интересно экспериментировать.

Анна, расскажите, как родилась Ваша уникальная техника?

— Когда я училась в университете, я постоянно пыталась заниматься творчеством, а когда начинала что-то делать, все вокруг говорили: это похоже на то, это похоже на это. А мне всегда хотелось делать что-то свое, и несколько лет подряд я очень много экспериментировала, пока, наконец, не поняла, чего именно хочу. Техника родилась в результате эксперимента - это была та техника, которая отвечала всем моим принципам. Это мое авторское изобретение, а технология написания картины - это мой маленький секрет.

А откуда Вы черпаете вдохновение для своих работ?

— Дело в том, что когда ты постоянно работаешь, постоянно пишешь, вдохновение - это воздух, которым ты дышишь каждый день. Когда ты знаешь, что ты хочешь делать, ты можешь писать что угодно.

Существует немало техник живописи: масляными красками, гуашью, темперой... Почему Вы выбрали именно акварель?

— Классическая акварель сама по себе одна из самых сложных техник. Мало художников, которые могут работать в классической акварели. Масло - это технология, которая доступна каждому, то есть сам технологический процесс нанесения краски таков, что, если у вас не получилось, можно сверху наложить новый слой. Акварель такой возможности не дает, то есть сама технология классической акварели рассчитана на то, чтобы человек идеально видел в цвете, чтобы каждый мазок был высчитан на сто процентов. Если вы напишите грязно или плохо, у вас не будет работы, вы ее выкинете.
Меня всегда интересовала акварель как одна из самых сложных техник и как техника, в которой цвет может гореть. Всегда поражала прозрачность акварели. Но были в ней черты, которые мне не нравились - это одноразовость техники, маленький формат и оформление под стекло. Поэтому я стала думать над собственной техникой, чтобы это все заменить. И я создала свою собственную технику, которая не нуждается в одноразовости бумаги, ее не нужно оформлять, можно использовать любой формат.

Каждый день художник, как и любой другой человек, вынужден встречаться с обязанностями, проблемами. Трудно совмещать домашние заботы и творчество?

— Нет, не трудно. Когда ты входишь в ритм, ты работаешь, работаешь, потом кладешь кисточку и говоришь себе: “Сейчас я приготовлю обед, приберусь в доме”. Убираешь, готовишь обед, берешься за кисточку и пишешь дальше. Когда ты знаешь, что хочешь делать, тебе ничего не сможет помешать.

Некоторые художники пишут по ночам, некоторые - только утром. А у Вас нет такого особого времени суток?

— Я работаю все время - не важно утром, днем или ночью. Работы для последней выставки “Движущиеся куски” мне приходилось писать только после семи вечера, потому что днем была очень сильно занята. Каждый день в семь часов я брала формат и писала. Так за полгода я написала 40 новых работ и сделала выставку в галерее “Тенгри-Умай”.

Но ведь художников учат, что писать вечером ни в коем случае нельзя, особенно акварелью, так как цвет при электрическом освещении искажается?

— Это самый большой обман. Я никогда не забуду, как нам говорили, “пишите только при дневном освещении”, но выставляем мы работы при электрическом освещении. Я пишу уже лет 15, может, и больше, и я настолько привыкла к ощущению цвета, что мне кажется, что свет не мешает, потому что ты ощущаешь саму краску, ее тон.

Расскажите, трудно ли быть свободным художником?

— Самое главное правило свободного художника - он никому ничего не должен. Но за свободу всегда нужно платить, и платишь тем, что тебе постоянно не хватает денег. Когда у тебя постоянное место работы, ты регулярно получаешь заработную плату. Свободный художник никогда не знает, когда сможет продать свои работы. Решиться на то, чтобы быть свободным художником, - это очень трудный шаг, поэтому свободных художников очень мало. Хотя есть люди, которые хорошо зарабатывают, но эти люди уже заработали себе имя. Но когда ты начинаешь, очень трудно заработать много, поэтому некоторые художники пишут работы на заказ, так как надо как-то выживать.

Какими качествами должен обладать свободный художник, чтобы заработать себе имя?

— Я думаю, что самое главное - трудолюбие, потому что когда ты хочешь писать, тебе абсолютно все равно, ты будешь писать в любом состоянии и положении. Само желание писать, быть художником - оно и делает тебя художником, потому что человек, который пишет ради выставки и последующей продажи, очень быстро “сходит с дистанции”. А человек, который пишет, потому что он хочет писать, и есть настоящий художник.

Расскажите, над чем Вы сейчас работаете?

— Сейчас я работаю над новой персональной выставкой, которую представлю в начале следующего года. Хочу поэкспериментировать, немного отойти даже от своей авторской техники. Больше всего времени у меня занимает продумывание эскизов - я могу долго думать, а писать очень быстро. У меня много интересных идей, проектов. Каждый день в голове художника что-то меняется, хочется сделать что-то новое, какой-то случай иногда может натолкнуть на идею нового проекта.

Сколько времени у Вас занимает написание одной работы?

— Я всегда делаю эскизы и заранее вижу законченную работу в цвете, даже если она черно-белая, вся в линиях. Над эскизом можно работать месяц, год, а саму работу сделать за два-три дня или за две недели. Бывает, что ты настолько продумываешь работу, что она как бы выходит из тебя часа за два.

Вы входите в креативную группу художников, расскажите, как она появилась?

— Раньше у нас была группа “Поиск”. Был такой уникальный и интересный момент, когда после окончания университета ты находишься в ступоре, потому что делать то, что ты делал, ты не хочешь. И вдруг ты понимаешь, что можешь делать все что угодно. Я начала лить на бумагу известку, гуашь, клеить ткань, стразы, и это было так интересно, что я написала работ 15. С друзьями-художниками мы стали делать сумасшедшие поисковые работы - клеить скотч, не оформлять работы. Так родилась группа “Поиск”, потом мы стали называться “По-Х”. Знак “Х” являлся одновременно символом неизведанной вещи и намеком на ругательное слово. Тогда мы сделали выставку, которая повергла всех в шок: мы вывесили свои работы на прищепках - это был для нас большой шаг вперед, что-то невероятное. Но со временем люди взрослеют, и каждый из нас нашел новую стезю - кто-то ушел в философию, кто-то в дизайн, но я надеюсь, что когда-нибудь мы соберемся и сделаем еще не одну групповую выставку.

Досье “НП”

Анна Маргацкая родилась в Алматы. В 1998 году закончила Алматинский государственный университет имени Абая, художественно-графический факультет, отделение живописи. Провела 4 персональные выставки: в 2005 году в галерее “Тенгри-Умай”, в 2006 году “Новая линия” в галерее “Вернисаж”, в 2007 году “Ощущение тепла” в галерее “Арт-Нават” и в 2008 году “Движущиеся куски” в галерее “Тенгри-Умай”. С 1996 года принимала участие в таких выставках, как “Хрустальные шары”, “12+1”, “Поиск”, “Аква-кайф”, “Пленэрная выставка” в галерее “Тенгри-Умай”, “Фантастика в искусстве” и “Ню 2005, 2006, 2007” в галерее “Арт-Нават”, “Будущие параллели” и “Мы - народ Казахстана” в Центре современного искусства Сороса, а также принимала участие в Центрально-Азиатском фестивале молодых художников “Жигер-2001” и в Международном художественном фестивале “Тенгри-Умай’ 2002". Ее работы хранятся в коллекциях галереи “Тенгри-Умай” и галереи “Курама Арт” (Бишкек), а также в частных собраниях в Казахстане и за рубежом.


Василина Воркова,
«Новое Поколение», июль 2008