Falang Database driver not enabled

2009 год - Галерея "Тенгри-Умай", Алматы, Казахстан

Название выставки Анны Маргацкой «без комментариев» отсылает к no comment TV на euronews. Оно подразумевает, с одной стороны, что непосредственный визуальный опыт восприятия живописи будет ценен сам по себе, а с другой – что проект локализуется в актуальном и предполагает рефлексию.

Несколько слов об авторе. Анна Маргацкая – одна из самых динамично развивающихся художников на казахстанской сцене искусства. Основная сфера ее интересов – современная живопись, хотя художница выступала и с концептуальными проектами.

 Обычно Маргацкая работает в авторской технике акварели, но для настоящей выставки выбрала другую форму. Это акварели на бумаге, проклеенной на тканевую основу: большие, приближающиеся к двум с половиной метрам, резко вытянутые форматы, которые можно переворачивать и «крутить» – они только прибавят от этого смысла. Так задумана композиция – ракурс зрения автора сверху и сразу со всех сторон. Маргацкая сделала выставку о человеке внутри некой пост-смертной утопии.

Это живописная инсталляция, где отдельная работа по сути есть pars pro toto, а статус художественного произведения получает пространство выставки, разворачивающееся перед зрителем и заново определяющее пространственные возможности каждой работы. Линейные ритмы живописи здесь предстают наваждением – они могут образовывать сгустки, двигаться на смотрящего, сцепляться через пространственные разрывы. Пространство навязывает свою реальность зрителю.

Человеческое тело, показанное Маргацкой, экологично в своей проницаемости, оно формирует окружающую среду (или образуется из среды?), фрагментируется, отражает себя, множится, притягивает к себе другие тела, не теряя при этом первоначального смысла, целостности и, самое главное, жизни (пусть, даже посмертной). Человек выступает здесь тоже как pars pro toto, часть замещает целое: даже фрагмент тела – это не кусок истерзанной плоти, а просто тело, данное как фрагмент, не коннотирующий страдание или страх, скорее, постулирующий человеческую идентичность. Фрагментарные изображения используются художницей в качестве своеобразной эпической формулы – для нагнетания множественности, транслирующей космос «иного» мира.

Фактически, Маргацкая репрезентирует коллективное тело в мифологической перспективе его вечной жизни. Интересно то, что это коллективное тело предъявлено не как толпа – толпа отталкивает по определению, а как общность, где растворение индивидуального компенсируется манифестацией духа. Мощь и красота этой картины убедительны. Маргацкая вскрыла, может быть, самую больную проблему, связанную с местной, да и со всей постсоветской ментальностью. Ее утопия разворачивается в антиутопию с очень притягательными чертами. Кроме того, опять маркируются полюса двух культур: на одном благополучие и материализм, на другом – духовные запросы и болезни общества. Неужели действительно – или, или?

 

Маргарита Амвросова

 

Вернисаж, экспозиция